Лечить гидроудар сложно и дорого
Несжимаемый наполнитель
Проезд через лужу или неглубокий водоем на большой скорости может закончиться гидроударом. На курсах внедорожного вождения вам обязательно объяснят, что при переезде водного препятствия нужно ехать так, чтобы впереди бампера не образовывалась волна. Отразившись от противоположного берега, она может залить двигатель через систему воздухозабора. Если количество воды в цилиндре превышает объем камеры сгорания в момент, когда поршень находится в верхней точке, а клапаны закрыты, давление в камере стремительно возрастает и поршень врезается в воду, как в бетонную стену. Образовавшаяся сила передается на шатун, который снизу подпирается вращающимся коленвалом. Деталь оказывается словно под мощным прессом.
В результате шатун начинает изгибаться и в конечном итоге может сломаться. В любом случае, мотор остановится, поскольку тормозное усилие воды слишком велико. Причем чем выше были обороты, тем серьезнее последствия. Металлические обломки могут попасть на зеркало цилиндра и оставить на нем глубокие царапины. Мелкие металлические частицы часто попадают в масло, а с ним в другие камеры, что тоже очень плохо. Кроме того, обычно деформируется поршень.
Дальше хуже. Шатун потянет поршень вниз, к противовесам коленвала. А расстояние в нижней точке между поршнем и противовесами всего несколько миллиметров. Искривленный шатун поспособствует тому, чтобы поршень «встретился» с коленвалом. Если двигатель не заглох сразу и продолжает работать, то водитель услышит подозрительный стук. Это как раз свидетельство «тесного общения» поршня и коленвала. В конце концов, поршень и шатун развалятся, а последний еще и продырявит блок цилиндров.
Мучение лечения
Из-за гидроудара могут пострадать и другие детали двигателя. В цилиндре появятся трещины, могут деформироваться головка блока или элементы системы газораспределения.
Самый лучший и дешевый вариант для автовладельца, если двигатель заклинил. В этом случае придется менять шатун и поршень с пальцем. На вазовских моделях работа и запчасти будут стоить примерно 1,5 тыс. рублей (комплект поршней с пальцами, шатун, снятие и разборка двигателя, установка деталей и сборка мотора с установкой).
Много хуже, если водитель пытается запустить двигатель с толчка или при помощи буксировки. В этом случае менять придется всю поршневую, шатун и много чего еще. Все сводится практически к капитальному ремонту двигателя. Понятно, что тут счет пойдет уже на суммы, близкие к 15 тысячам (это когда речь идет о вазовских машинах). А если у вас иномарка, то цена вопроса начинается примерно от 80 тыс. рублей. И чем дороже и мощнее машина, тем больше денег придется оставить в сервисе.
Дело мастера боится
Прежде всего мастер должен убедиться, что именно вода стала причиной поломки. Тут все просто: открываем воздушный фильтр, и если обнаруживаем там небольшое болотце, то диагноз частично подтверждается. Второй этап — вскрытие движка. Если там все детали мокрые, то можно ставить на диагноз жирную печать. В этом случае с ремонтом лучше не затягивать, поскольку со временем коррозия сделает свое черное дело и ремонт будет еще более дорогим.
Иногда бывает, что удается выправить шатун, но этого лучше не делать. Все равно надежды на него никакой. Долго он не протянет, а сломавшись, повлечет за собой новый ремонт движка. Естественно, дешевым этот ремонт не будет.
Между прочим, причиной гидроудара может стать не только вода. Например, если в цилиндр попадает слишком много топлива, то последствия будут аналогичны. Через негерметичную прокладку головки блока в камеру сгорания во время длительной стоянки может попасть охлаждающая жидкость. К гидроудару может привести и разрушение подшипников и уплотнений ротора турбокомпрессора. В этом случае виной поломки будет масло. Чтобы этого избежать, регулярно проводите ТО машины. Грамотный механик вовремя устранит причины, из-за которых может случиться беда. Но и головой тоже надо думать – лужи проезжать медленно, но на повышенных оборотах и так, чтобы вода не заливалась под капот.
Особый случай
К таковым можно отнести последствия некачественного ремонта, производственный брак, усталость металла, некачественный сплав из которого сделан шатун. Еще один тип гидроудара - «отложенный». Его придумали нерадивые механики на СТО. Мол, вода попала давно, а разрушилось только сейчас. Кстати, этот термин очень любят использовать автодилеры, считающие своим долгом не исполнять гарантийные обязательства перед клиентами. В этом случае требуйте проведения независимой экспертизы и доказывайте свою правоту вместе с адвокатом. Документируйте все повреждения и все официальные ответы сервиса.
2012-02-27 00:00:00
|