Если села батарейка
Возиться или не возиться
В продаже сейчас имеются обслуживаемые АКБ, малообслуживаемые и необслуживаемые. Последние два типа батарей встречаются наиболее часто и занимают большую часть рынка. Разница в том, что необслуживаемые батареи не имеют на корпусе никаких заливных отверстий. Владелец даже не сможет померить плотность электролита. Такие батареи служат от рождения до смерти без всякого вмешательства.
Малообслуживаемые батареи имеют на крышке корпуса заливные горловины, закрытые винтовыми пробками с отверстиями для отвода газов. Пользователь может доливать или даже полностью менять электролит. Однако сами пластины для него недоступны.
Обслуживаемых АКБ на рынке мало. Можно сказать, почти нет. Их отличие в разборном корпусе: верхняя крышка снимается. Преимущество же такой батареи в том, что потребитель может самостоятельно менять блоки пластин, однако корпус менее прочен (из эбонита), да и герметичность оставляет желать лучшего. Такие батареи популярны только у гаражных мастеров, привыкших делать все своими руками, а большинство современных водителей с трудом представляет себе устройство и принцип работы АКБ, и поэтому как правило выбирает первые два класса из описанных нами батарей.
Лучше, конечно, выбрать малообслуживаемую батарею или вовсе необслуживаемую. Возни меньше, а надежность у них высокая. С завода они идут либо сухозаряженными (чтобы батарея заработала, надо просто залить электролит) или заряженными с электролитом. В последнем случае напрягаться вообще не надо. Но учтите, что специалисты утверждают, что у аккумуляторов, как и у продуктов, есть срок «свежести», который составляет три месяца с даты выпуска. Средний срок службы батареи 2-3 года.
Еще один важный момент. Сейчас есть кальциевые и низкосурьмянистые батареи. Кальциевые как огня боятся глубокого разряда. Так что присматривать за ними надо более внимательно.
Наша сила в амперах
Емкость аккумулятора – его важнейший параметр. Чем больше величина, тем дольше можно крутить стартер. Емкость измеряется в ампер-часах (А*ч). Специалисты рекомендуют при выборе аккумулятора руководствоваться объемом двигателя и типом впрыска. Но эти же специалисты еще исходят и из среднестатистических условий эксплуатации. Производители же куда более прагматичны и рекомендуют выбирать батарею с запасом по емкости, а для удобства разделяют продукцию на классы, которым присваивают свои названия. Понятно, что аккумуляторы, в названиях которых есть слова North или Extreme, предназначены для работы в крайне неблагоприятных условиях. Но далеко не всегда есть необходимость покупать такие экстремальные АКБ. В конце концов, у нас не Якутия и -50 нам вряд ли светит, а хронический недозаряд плохо сказывается на долговечности и грозит сульфацией пластин.
И все же запас нужен. Дело в том, что со снижением температуры воздуха падает и способность электролита проникать в пластины. Масло в двигателе тоже загустевает и провернуть коленвал сложнее. Нужен мощный пусковой ток, чтобы справиться с возросшей нагрузкой. Измеряют его в Амперах (А), и есть несколько стандартов по этому параметру: отечественный ГОСТ, европейский EN, американский SAE и немецкий DIN. Последний очень близок к нашему ГОСТУ, почти близнец. Сочетание емкости и пускового тока – ключевой параметр при выборе батареи. Но надо учитывать, что слишком высокий пусковой ток может сжечь стартер до того, как машина заведется. Слишком низкий пусковой ток сохранит стартер, но машина впадет в спячку до весны. На помощь приходит производитель машины. Обычно в инструкции по эксплуатации, которую самонадеянные водители уже давно выкинули, есть рекомендованные параметры АКБ. Там-то и прописаны диапазоны емкости и пускового тока. В наших условиях чем ближе токи приближаются к верхней границе указанного диапазона - тем лучше. Но старайтесь не превышать рекомендованные параметры. На новых машинах это может быть чревато ремонтом, который не признают гарантийным (сейчас с этим очень строго), а на подержанных – возней с заменой стартера.
Береженый бережет
Аккумулятор надо беречь так же, как и любить пешеходов. А то и сильнее. От родимой АКБ зависит, поедет ли хозяин на работу на машине или потащится на остановку общественного транспорта. Так что вот первая заповедь: не перегружать аккумулятор. Зимой, если машина не завелась с первого раза, не надо тут же пытаться завести ее снова – батарея вырубится гораздо раньше, чем можно предположить. Дайте батарее постоять несколько минут и «набраться сил». Если в машине куча электроники – отключите ее. Кондиционер, магнитола, подсветка и прочие электрофеньки при запуске двигателя все равно не помогут. Специалисты перед запуском двигателя рекомендуют ненадолго включать фары, чтобы дать аккумулятору сигнал о том, что пора просыпаться и разгонять электролит по пластинам.
Вторая заповедь: необходимо следить за уровнем и плотностью электролита, натяжением ремня генератора и подзаряжать аккумулятор при снижении мощности. Также необходимо регулярно проверять отверстия для отвода газов и прочищать их.
Третья заповедь: один в поле не воин. Аккумулятор хоть и главный источник энергии, но он не может делать все в одиночку. От качества работы генератора, свечей, проводов и прочих электрических систем зависит многое. Убитый бендикс стартера не провернет коленвал, даже если поставить танковый аккумулятор. Дохлый генератор не зарядит батарею до нужного уровня, а изношенные свечи зажигания не дадут нормальную искру. Да и масло тоже надо своевременно менять.
2012-01-30 00:00:00
|