Программа строительства гаражей и стоянок
О планах разработки целевой программы «Строительство гаражей и стоянок автомобилей на территории городского округа Самара» в мэрии говорили давно. Изначально планировалось, что программа будет рассчитана на 2009-2015 годы. Но в связи с тем, что ее разработка затянулась, были изменены сроки ее реализации - с 1 января 2011 года по 31 декабря 2016 года. Справка Прирост только личного автотранспорта в Самаре в год составляет 12-18 тыс. единиц. Сегодня его количество - 235 единиц на тысячу жителей. При сохранении существующей тенденции: прогноз до 2015 года - не менее 320-350 автомобилей на тысячу жителей. «Перегруженность дорог Самары достигла предельных величин», - констатируется в паспорте программы. По мнению ее авторов, негативное влияние на развитие транспортно-логистической системы оказывают низкая пропускная способность транспортных магистралей, недостаток мест для парковки автомобилей и падение объемов перевозок пассажиров общественными видами транспорта. Особенно неблагоприятной ситуация остается в деловом центре Самары. Автопарк города постоянно растет. Все это в совокупности приводит к ухудшению условий дорожного движения, заторам, росту ДТП, увеличению расхода топлива, ухудшению экологической обстановки, снижению уровня благоустройства дворов и другим негативным последствиям. Решать проблему предложено за счет строительства подземных и надземных гаражей, стоянок и парковок во всех районах города. В конечном итоге общее число мест для машин в Самаре должно вырасти на 23475. При реализации программы администрация Самары намерена привлечь 39,8 млн рублей бюджетных средств, 3,481 млрд рублей должны составить средства инвесторов. Но жители Самары энтузиазм городских властей не разделили. Публичные слушания собрали полный зал клуба ТТУ. Еще до начала мероприятия самарцы с недоверием разглядывали схемы предполагаемого строительства, а когда слушания объявили открытыми, опоздавшие стали возмущаться тем, что их отказывались регистрировать. Программу презентовал главный специалист отдела земельных отношений департамента строительства и архитектуры (ДСА) Самары Дмитрий Малаев. Его слова о том, что «основная цель программы - улучшение комфортности проживания граждан», вызвали смех в зале. Жители возмутились, что слушания проводятся по всему городу сразу, а не по районам и даже конкретным объектам. «Нам тогда жизни не хватит, чтобы все рассмотреть», - отрезал председательствовавший на слушаниях заместитель руководителя комитета градостроительства и архитектуры ДСА Александр Крючков. Подавляющее большинство участников слушаний составили жители домов на ул. Ново-Садовой, 23 и 25 и пр. Ленина, 14. Согласно проекту, между их домами должны появиться подземные гаражи. Детскую площадку, расположенную там, обещают обустроить на крыше паркинга. Возмущенные жители домов наперебой кричали, что они видят в этом проекте угрозу жизни, в том числе и детей. Запланирована парковка и под окнами домов на ул. Полевой, 86 и 88 . Жители выражают категорический протест строительству стоянок. Некоторые согласились Те жильцы, которые пользуются личным транспортом, отнеслись к проекту несколько спокойнее, хотя и выразили сомнение в том, что стоимость новых мест для машин будет доступной. А пришедшие на слушания жители Промышленного района заявили, что проблему действительно надо решать, иначе «машины так и будут ставить на газонах, а потом вывозить грязь на дороги». Эти слова вызвали новую волну возмущения у жителей ул. Ново-Садовой и пр. Ленина. Они предложили перенести на отдельное обсуждение проект строительства в их дворе. Подавляющее большинство жителей не поддержало проект программы. Впрочем, публичные слушания носят рекомендательный характер, и администрация города может принять иное решение. Так уже было недавно, когда комиссия по землепользованию и застройке Самары утвердила и направила в городскую думу проект строительства автовокзала на ул. Авроры, невзирая на протест жителей. Не с того начали Эксперты уверены, что решать транспортные проблемы Самары необходимо. Вопросы строительства гаражей и стоянок, по словам руководителя архитектурно-планировочной мастерской «Рекон» Игоря Галахова, поднимались еще на стадии разработки Генплана Самары. «Объемы строительства парковок в Самаре должны быть на порядок выше, чем сейчас, - заявил он. - Все строительные нормы говорят, что такие объекты должны быть и в жилых, и в специализированных зонах. Программа жизненно необходима». Но основная проблема, по мнению Галахова, заключается в отсутствии проектов планировок и межевания территорий в Самаре, которые бы наглядно показывали, где и какие объекты должны быть. Тогда и отношение общественности могло бы быть иным. Председатель областной организации Всероссийского общества автомобилистов Олег Мартин считает, что нехватка парковок характерна только для центральной части города. Он полагает, что к этому привела многолетняя нерациональная политика проектирования улиц и развития дорожной сети. При этом эксперт констатирует, что сегодня в разных районах есть свободные места в гаражных массивах. На его взгляд, более актуальная проблема, которую должны решать власти, - несанкционированные стоянки. А потому нужны не «программы будущего для эфемерных инвесторов, а ликвидация незаконных стоянок». «Только тогда может возникнуть потребность в новых паркингах, - говорит Мартин. - Но в центральных районах всю свободную землю власти могут и дальше использовать лишь под жилую застройку, не задумываясь о том, что владельцам квартир в новостройках нужно куда-то ставить машины». Наступают на чужие грабли По мнению сопредседателя международного социально-экологического союза Сергея Симака, «половина наиболее заметных экологических проблем Самары связана с отсутствием нормальных парковок». «Сегодня незаконными стоянками практически уничтожаются дворы, газоны, парки, - отмечает он. - Особенно широкий размах это приобрело в последний год, ситуация в городе кошмарная». Однако перспективы реализации городской программы вызывают сомнения и у него. «Программа требует большой воли и ресурсов, - считает Симак. - Актуален вопрос поиска инвестора и стимулирования его». «Если бы еще не предстоящие выборы, то строительство новых стоянок можно было бы считать заботой о гражданах, - прокомментировал инициативу о создании программы председатель комитета по строительству, ЖКХ и транспорту Самарской губернской думы Алексей Кириенко. - Но лучше поздно, чем никогда, - независимо от политического контекста». Олег Мартин вспомнил московский опыт, где сначала построили дома, а потом, спохватившись, объявили программу «Народный гараж». Но в итоге отстроенные паркинги пустуют: они оказались не по карману даже московским автомобилистам. «Ну зачем наступать на чужие грабли? - заявляет Мартин. - Не думаю, что в Самаре стоимость места в новых паркингах будет ниже 350 тыс. рублей, какой она оказалась в Москве». Алексей Кириенко тоже приводит в пример московский опыт, но отмечает, что «если деньги инвесторов дойдут до строителей, то стоимость паркингов в Самаре будет адекватной». Aвтор: Дарья Малеева
2010-04-20 00:00:00
|